Современный порядок разработки и установления санитарно-защитных зон (СЗЗ) регламентируется двумя ключевыми документами:
-
Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – Правила).
-
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН).
Применение этих актов в части необходимости проведения оценки риска для здоровья населения (ОРЗ) вызывает правовую неопределенность, что создает сложности для разработчиков проектной документации.
1. Понятие и нормативное закрепление оценки риска
Оценка риска для здоровья человека – это количественная и/или качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания на конкретную группу людей (п. 1.5 Руководства Р 2.1.10.1920-04).
Методология ОРЗ была введена в правовое поле Постановлением Минздрава и Госкомэкологии РФ от 10.11.1997 № 25/3483. Ключевым методическим документом является Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду».
Важно: Работы по ОРЗ выполняются аккредитованными организациями или экспертами с высшим медицинским (гигиенист, токсиколог) образованием и специальной подготовкой. Процедура ресурсоемка как по времени, так и по стоимости, что требует учета на этапе планирования проекта.
2. Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: обязательность и исключения
Согласно п. 3.12 СанПиН, расчет СЗЗ для объектов I и II класса опасности должен включать оценку риска здоровью. Однако п. 4.2 СанПиН устанавливает важные исключения, при которых проведение ОРЗ не является обязательным, даже для объектов высокого класса опасности:
-
Если расстояние от границы объекта до границы нормируемых территорий (жилая застройка, рекреационные зоны, ЛПУ и т.д.) превышает нормативную СЗЗ в 2 и более раза.
-
Для животноводческих, птицеводческих предприятий и кладбищ.
Таким образом, СанПиН предусматривает дифференцированный подход, связывающий необходимость ОРЗ с классом опасности объекта и его фактической близостью к защищаемым территориям.
3. Противоречие с Правилами № 222
Пункт 16 Правил предписывает, что проект СЗЗ в любом случае должен содержать «обоснование размеров и границ… с учетом расчетов рассеивания… и оценки риска для здоровья человека» (подпункты в, г). В данной норме не содержится отсылок к СанПиН, не указаны классы опасности и не предусмотрены исключения.
Выявленная коллизия: СанПиН допускает случаи, когда ОРЗ не требуется. Правила же, в буквальном толковании, указывают на необходимость её учета для обоснования границ СЗЗ всегда.
4. Правовой анализ и приоритет норм
В иерархии нормативных актов Постановление Правительства РФ (Правила № 222) имеет более высокую юридическую силу по сравнению с ведомственным СанПиНом. На практике это приводит к тому, что контролирующие органы (Роспотребнадзор) при согласовании проектов часто требуют соблюдения п. 16 Правил, настаивая на проведении ОРЗ для широкого круга объектов.